воскресенье, 16 февраля 2014 г.

10 страхов при выборе профессии

Страхи мешают свободно выбирать профессию по душе и пускают человека по пути или общепринятому, или легкому, или безопасному.
10 страхов при выборе профессии
Ко мне на консультацию пришла Олеся, 26 лет. Она искала себя и все не находила. Говорила: «Ничего не хочу, ничего про себя не понимаю, ни к чему не способна». Я обнаружила, что девушка любила и любит собак всей душой. И вся ее семья – мама, сестра – занимается ветеринарией. Олеся не стала поступать в ветакадемию, побоялась экзамена по химии. Отвернулась от любимой темы, вытесняет тему из души. Но тема не отпускает от себя. И не дает любить другое. 
Почему Олеся не посмела или не посмела посметь выучить химию – вопрос отдельный, захватывающе интересный, требует раскопок в семейных отношениях. И я не стала этого делать. Зачем? Люба попала ко мне в 26-тилетнем возрасте и уже не хотела быть врачом. 
А вот собак она любила, и мы придумали ей другую профессию – кинолога, собаковода.

Говорят, есть два важных дела в жизни: выбор профессии и выбор спутника жизни. 
Люди, конечно, опасаются сделать ошибку, осторожничают. И правильно. Лучше не ошибаться в этом важном деле. Однако из-за страха человек может отказаться от любимого направления, дела и пойти неверным путем. 
Вот какие страхи я наблюдаю у выбирающих профессию молодых людей.
1. «Я плохо знаю предмет (физику) и не сдам экзамен».
Этот страх понять можно. Что стоит за ним? Нет настоящей страсти к профессии, для которой надо учить алгебру. Алгебра – препятствие. Человек не готов ради мечты засесть за алгебру. Или это просто слова «не знаю физику», уловка, увертка от родительского требования стать инженером? «Я знаю, чего хочу: буду артисткой».

2. «У меня все хорошо получается, но сильно я ничего не люблю. 
Я боюсь, что у меня ничего не получится, что мне будет скучно. Как мне быть?»За этим рассуждением стоит тревога не найти себя, не состояться, пройти мимо ГЛАВНОГО. В этом случае стоило бы обратиться к хорошему специалисту по профориентации. Но если браться самостоятельно за дело, то можно попробовать метод исключения. Написать десять профессий, которые ни в коем случае не хотелось бы практиковать. Вот их исключить. Посмотреть, что их объединяет. Написать десять более или менее симпатичных профессий, определить, что  объединяет их. Это работа над поиском критериев, и лучше все же заняться ею в компании человека, который знает содержание современных профессий. Советую обратиться к специалисту.
3. «У меня все плохо получается. Я серая мышь и не верю в себя. Но жить как-то надо». 
При внимательном рассмотрении оказывается, что есть такие действия, которые человек делает хорошо. Другое дело, что он не придает этому значения, и окружающие не придают этому значения. Подумаешь – умеет слушать, хочет помогать, имеет доброе сердце… Это еще непрофессия
Вопрос: что любит делать человек, чем он готов заниматься все время? Я еще не видела такого человека, который бы не мог делать хорошо хоть что-нибудь. Когда человек говорит про себя, что он все делает плохо, то это он себя меряет по стандартным меркам или даже просто повторяет чужие слова о нем. Школьные мерки известно каковы. Успеваешь в школьной программе – значит, молодец. А жизнь – такая строгая тетенька! Она школьным отличникам может выставить итоговую «двойку» в классе эдак двадцать втором. То есть когда тебе тридцать. Выпускники-отличники часто могут быть безвольными существами из-за того, что у них способности выше среднего. 
Родители! Вот что действительно надо воспитывать в ребенке, так это волю к преодолению препятствий, особенно если эти препятствия внутренние – лень, тупость, плохая память. Больших вершин достигают трудолюбивые. И еще такие, которые не боятся учиться у жизни и делать работу над ошибками, при этом не страдая излишним чувством вины. 

4. «А вдруг я ошибусь? Мама лучше знает!». 
Какой бы мама ни была внимательной и заботливой, но она все же недостаточно осведомлена о профессиях. Ведь на свете есть не только врач, учитель, переводчик и экономист с юристом. Есть, например, биофизик, зоопсихолог, этнолог. Родители, желая добра своему чаду, двигают его в хлебную профессию. С их точки зрения, хлебную. Но если бы вы только знали, сколько я перевидала на своем веку зареванных адвокатов-прокуроров и бухгалтеров!
Часто внимательные родители хорошо чувствуют способности своего ребёнка и дают ему максимум того, что можно дать – языки, спорт, общение, рисование, музыку, танцы. И все равно конфигурация ЗАПРОСА на профессию может быть скрыта от глаз, долго не поддаваться описанию.
5. «А вдруг я не поступлю (в хорошее место) и потеряю год?»Этот страх неудачи подогревается коллективными причитаниями: «Ты что! Там без взяток делать нечего. Куда нам со свиным рылом в калашный ряд!» Я сказала бы так: «Ну ничего, потеряешь год, хорошенько подготовишься и потом поступишь в хорошее место». «А если я забуду школьную программу?» – «А ты не забудешь, если будешь все время готовиться, каждый день». – «Ой, я такой ленивый, у меня такой характер ленивый, вы бы знали!» 
Знаем, знаем! Раз ленивый, ничего из тебя не выйдет – вот мой вердикт. «Если ты вялый и вареный овощ – ну что же, большинство людей именно таковы. Будешь большинством. Кто-то ведь должен составить серую массу, вот ты и будешь серой массой. Поступай туда, куда возьмут». 
Жестоко? Да. Очень. И иногда такое заключение встряхивает юношу. Если юноша не безнадежен.
Кто не гребет против течения – того сносит. 

6. «А вдруг я окажусь в нижнем слое общества? Ведь карьеру делать необходимо. В конце концов, надо стать начальником. Плох ведь тот солдат, который не хочет стать генералом. Не очень, правда, хочется, я не люблю командовать людьми, но надо. Поэтому надо в институт. Поэтому я не пойду в повара, в ремесленники, а пойду в юристы, сделаю карьеру, стану судьей, прокурором, открою адвокатское бюро». 
Ошибка. Если тело, мозг, руки расположены делать красоту руками – надо этому учиться. Знаете, что такое тоска по дереву? По краске, по цвету? Сильная тоска. Она овладевает человеком лет в 30 и даже в 40, если он одарен, но не дал ходу своему дарованию. 

7. «Как я уеду от родителей? Где я буду жить? Нет, лучше дома. Пусть скучновато, зато дома». 
Ну что ж, будь все люди одинаково смелыми – мир стал бы воинственнее. Спасибо вам за то, что вы уменьшаете воинственность этого мира. 

8. «У меня нет шубы (я не соответствую общему стандарту). У всех девушек в таком-то институте есть шубы, есть автомобили, а у меня нет».
Низкая самооценка прожорлива. Она питается всем, что находит: высоким ростом, низким ростом, длинным носом и коротким носом, вашей бедностью и вашим богатством… Много есть поводов, из-за которых люди не стали получать образование, которое могли. Однако суть в том, что такой девушке образование само по себе не требуется, знания не нужны. Что же нужно? Возможно, материальный достаток. Хорошо, скажете вы, но ведь и материальный достаток скорее придет в руки компетентному, образованному человеку! Совершенно с вами согласна. Но девушка слишком юна и заблуждается. 

9. «А вдруг у меня нет таланта?» 
О том, есть ли талант, судят по результатам жизни, по продуктам, которые вы создаете. Бывает, что взрослые не видят способностей в ребёнке, бывает, что видят. ИХ мнение может существенно повлиять на его развитие. Но сильнее всего влияет именно разнообразие интеллектуального и чувственного опыта, которое может дать растущему человеку среда. А может и не дать. У одного ребенка на заре жизни есть бабушка, которая водит его по лесам и лугам, показывает травинки, учит наслаждаться красотой неба и жалеть живое. Другой живет с видом на мусорную кучу в среде пьющих мужиков и баб, слыхом не слыхавших о Маршаке и Пушкине. Второму труднее определить, в чем его талант. Вообще, ему труднее осознать и оценить хорошую жизнь, которая включает общение с природой, музыку, книги, здоровье, развитие. Обращаясь к взрослым, скажу: развивайте свое зрение, утончайте его, дифференцируйте, и давайте детям пробовать себя в различных делах, с различными предметами, обогащайте его впечатления. Купили ребёнку игрушку – не ставьте на полку, играйте вместе с ним. Так вы поможете ребенку найти себя.

10. «Смогу ли я этим зарабатывать? Вот я бы пошла в психологи, но мама и папа говорят, что эта профессия не кормит». 
Не слишком залетая в небеса и заходя в подробности, скажем, что если любишь дело, можно им и неплохо зарабатывать. Данный страх порожден неосведомленностью. Незнание, в чем состоит профессия, какие требования она предъявляет к человеку, как можно развиваться в профессии и чего достигнуть – распространенная причина неверного выбора. Что же делать? Искать сведения, посетить специалиста по профессиональной ориентации, читать о профессиях, смотреть фильмы о них, слушать радиопередачи, смотреть, как работают знакомые специалисты, проситься в помощники, «околачиваться» возле них. 

Подведем итог. 
Опасения и ошибки при выборе профессии вызваны, в общем, тремя причинами: 
- неосведомленностью о профессиях; 
- незнанием и непониманием своих сильных и слабых сторон; 
- нежеланием взрослеть, стать самостоятельным и решиться на подвиг – произвести на белый свет свое собственное желание, мнение и отстоять его перед окружающими людьми, друзьями и родителями. 

Как узнать о профессиях побольше? 
Читать, участвовать, смотреть фильмы о профессиях, разговаривать с профессионалами об их работе. 
Как определить свои способности? 
Пробовать себя в различных действиях, наблюдать за собой, вести дневник наблюдений за собой, своими делами, успехами и увлечениями. Посетить профориентацию школьников.
Как прийти к самоопределению
Тут, я думаю, неуместны большие шаги, а уместны малые. Нужно учиться прислушиваться к своим собственных желаниям, учиться не путать их с общепринятыми, с коллективными «желаниями» и с желаниями родителей. Когда вы почувствуете слабенький еще росток желания узнавать о каком-либо деле больше – начинайте узнавать, пробовать. И снова прислушивайтесь к себе, к своим чувствам. Бывает, что вроде бы нужное и полезное дело вызывает у вас «кислое» ощущение. Спасибо скажите своему нутру: скорей всего, это «кислое» дело – не ваше. Ищите такое дело, которое вызывает воодушевление. Пусть даже это дело ручное, требует среднего образования поначалу, а не высшего. 
Главное – взрастить в себе огонь и не дать ему погаснуть многие годы.

ТЕМПЕРАМЕНТ И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.
Стиль работы — это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.
Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.